Бремя «железного человека»: 5 главных проектов миллиардера Элона Маска




Серийный предприниматель, инженер-изобретатель, миллиардер, светский лев, многодетный отец, фанат видеоигр и голливудский прототип «железного человека» Тони Старка Элон Маск в понедельник представил на суд общественности свой новый сверхамбициозный проект – транспортную систему Hyperloop («Гиперпетля»). По замыслу основателя компаний Tesla и SpaceX в недалеком будущем пассажиры смогут перемещаться на расстояния до 1500 км в специальных капсулах на аэродинамической «подушке» по стальной трубе со скоростью до 1200 км/ч. «Петля» – своеобразный гибрид сверхзвуковой авиации, скоростных поездов и технических достижений космической промышленности (или, как шутит Маск, «дитя «Конкорда», рельсотрона и аэрохоккея») – будет быстрее, безопаснее и экономичнее всех существующих видов транспорта, а на возведение первой линии инновационного «трубопровода» в Калифорнии потребуется каких-то четыре года и $6 млрд инвестиций, прогнозирует Маск.

Фантастический потенциал проекта вызывает разумный скепсис у многих экспертов. Действительно, шансы на реализацию Hyperloop пока невысоки, тем более что сам идейный вдохновитель «Петли» не готов уделить строительству супертранспорта должное внимание из-за загруженности в других своих компаниях. Однако несколько лет назад не меньшим безумием выглядели запуск частного космического корабля к МКС и конвейерное производство люксовых электрокаров, а сегодня обе инициативы Маска бурно развиваются и оцениваются инвесторами в миллиарды долларов. Forbes решил вспомнить, как главная «рок-звезда» мирового бизнеса ставил перед собой прорывные цели и шел к их достижению.

1. Hyperloop: калифорнийская петля времени

Hyperloop: калифорнийская петля времени

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). Это будет «кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам», говорил бизнесмен в интервью Bloomberg BusinessWeek.

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд, уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды», – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, — схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд до $10 млрд, конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов», — заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта», — резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

2. PayPal: плацдарм для захвата мира (на фото с Питером Тилем)

PayPal: плацдарм для захвата мира (на фото с Питером Тилем)

Маск родился в 1971 году в южноафриканской Претории в семье местного инженера и бывшей канадской модели. Родители будущего миллиардера развелись, когда Элону было 9 лет. С детства он страстно увлекался чтением (особую роль в становлении характера Маска сыграла серия сатирического сай-фая Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике»), пиротехникой (в том числе мастерил макеты ракет) и видеоиграми (и до сих пор может спокойно провести за приставкой полтора часа интервью, параллельно рассуждая о философии Гегеля, генетике и истории).

В 15 лет юный программист-самоучка за $500 продает свою первую игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), а в 17 — получает канадский паспорт и отправляется в Монреаль, на первых порах соглашаясь на любую работу и почти год балансируя на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Из Канады для продолжения обучения Маск перебирается в Пенсильванию (где получает диплом по экономике и физике и регулярно устраивает грандиозные домашние вечеринки), а оттуда — в Стэнфорд. На занятиях в Калифорнии 24-летний Маск появляется всего дважды и вместо науки увлекается предпринимательством. Уже на старте карьеры он проявил себя незаурядным визионером, определив три прорывных отрасли бизнеса для покорения: интернет, экологически чистая энергетика и космос.

Интернетом 23-летний Маск увлекся вовремя. В 1995 году в съемной квартире в столице Кремниевой долины Пало-Альто он вместе с братом Кимбалом основал разработчика программ поддержки сайтов и публикации медиаконтента Zip2, который спустя четыре года, на пике бума «доткомов», более чем за $300 млн продал «дочке» Compaq — AltaVista. Вырученные $20 млн предприниматель тут же спустил на покупки вроде люксового спорткара McLaren F1 и частного самолета, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. Маск осваивает набирающие популярность электронные платежи.

В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питеря Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности PayPal. Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегиии и  менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается.

Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Основатель X.com получает за свою долю $180 млн. Эти деньги стали фундаментом нынешней бизнес-империи Маска, а состояние предпринимателя с тех пор выросло в 15 раз.

3. Tesla Motors: вопреки обстоятельствам

Tesla Motors: вопреки обстоятельствам

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюьнктуре — миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин. Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше заложенных в проекте $92000. Маск со скандалом уволил из компании ее сооснователя и гендиректора Эберхарда и на пороге кризиса энергично принялся «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным — менее чем на $20000 — повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге — за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний — получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports. За первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом. Во втором квартале прибыль Tesla перевалила за рекордные для компании $31 млн, а Маск продолжил подогревать интерес к проекту, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S.

На подходе — выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а во втором полугодии начать и зарубежную экспансию.

4. SolarCity: эффект Маска

SolarCity: эффект Маска

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн, вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт — идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подразрядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, — такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

5. SpaceX: сквозь тернии к Марсу

SpaceX: сквозь тернии к Марсу

Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке — от $15 млн за ракету в России (Маск даже посещал страну для «зондирования почвы») до $65 млн в США — предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в забюрократизированности космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопуску на рынок новых игроков.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей — Merlin, Kestrel и Draco — были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом — прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно — это обходится в $7 млн. С пятой — отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX — Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию более полутонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд, по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX — лишь подготовка к осуществлению главной мечты — экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты», — шутит миллиардер.

 

Источник: forbes.ru
ОБСУЖДЕНИе