Он отправился в дорогу...»
(с) А.С.Пушкин
Перед началом установки дружеский совет – плюньте Вы на это дело... Нет, ну действительно, Вам нужен этот геморрой?! Пойдите лучше пивка попейте, или там с любимой займитесь чем-нибудь... приятным... Что, не слушаете, все еще хотите БК? Ну ладно, я Вас предупреждал, совесть моя чиста. Поехали...
A.A.S. В комментарии к теме указаны двигатели Z14XE и Z16XE, но это касается только нумерации разъемов, выводов и путей некоторых сигналов. Для других типов двигателей возможны незначительные отклонения, не меняющие принципа установки, но особое внимание следует уделить сигналу, поступающему с ЭБУ. Кроме того будет небольшое отличие для авто с АКПП, связанное с наличием еще одного сигнала.
ВНИМАНИЕ! НЕВОЗМОЖНА установка БК на автомобили, оборудованные ЭБУ типа "Motronic 7.6.1" ввиду особенностей конструкции данного блока. Этим блоком оснащаются некоторые моторы серии Z14XEP и Z12XEP.
A.S. Автор выражает глубочайшую признательность сотрудникам тюнинг-ателье "Юстас jura & Co" (ул. Майорова, бокс 354) за оказанную помощь в материально-техническом обеспечении. Без их растворимого кофе «Петровская слобода» и специальных цен на б/у з/ч осуществление данного проекта еще долгое время было бы невозможным...
С места в карьер - возможны три варианта установки БК:
1 - базовый.
Доступные функции: определение моментального расхода топлива, определение среднего расхода топлива, определение абсолютного расхода топлива, определение пройденного пути, определение запаса хода, определение времени пути, определение средней скорости, контроль предохранителя/выключателя стоп-сигналов.
2 - бизнес.
Доступные функции: базовый + контроль ламп фар ближнего света, контроль ламп задних габаритных огней, контроль ламп стоп-сигналов.
3 - безлимитный.
Доступные функции: базовый + бизнес + контроль критического уровня ОЖ, контроль критического уровня масла, контроль критического уровня омывающей жидкости, контроль критического уровня износа тормозных колодок.
Обязательным является только пакет «базовый». Его можно оставить как есть, можно дополнить только контролем технических параметров, можно дополнить только контролем наружного освещения, а можно и тем, и другим. Все определяется желанием, временем и финансовыми возможностями.
Примечание:
Далее по тексту после наименования детали в скобках указан ее номер по каталогу GM.
Обозначения разъемов, а также графический материал позаимствованы из сервис-программы TIS-2000 ®
Пакет «базовый».
Понадобится:
1. Дисплейный блок, совмещенный с БК (62 36 451) (фото 1, 2).
2. Подрулевой переключатель стеклоомывателя с кнопками управления БК (12 41 135) (фото 3) (см. примечание Б).
3. 5 м изолированного провода сечением 0,5.
4. Оригинальный разъем на БК, либо разъем компьютерного интерфейса 32 pin (2x16).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Примечание:
А) Дисплейных блоков существует несколько модификаций – для дополнительного обогрева, для комплекта громкой связи и т.д. Автор воспользовался именно этим дисплеем т.к. он является наиболее распространенным, да и, честно говоря, другого дисплея просто не нашлось.
Б) Каталожный номер выключателя стеклоомывателя указан для кузовов типа «хетчбек», «универсал» и «купе». Автомобили в кузовах «седан» и «кабриолет» не имеют заднего дворника и стеклоомывателя заднего стекла, а потому подрулевой переключатель стеклоочистителя там другой. Его номер 12 41 134.
Установка.
Про свой родной 3-х функциональный дисплейный блок можете смело забыть – он не способен показывать ничего, кроме того, что уже показывает. Однако на него идет масса проводов, без которых не обойтись. На рис. 1 представлен вид разъема на 3-х функциональный дисплей (D1).
Рис. 1
Назначение контактов:
1 – (BK 0,5) - +12V с предохранителя F13
2 – (RDWH 0,5) – радиоприемник
3 – (RD 0,5) - +12V с предохранителя F34
4 – (GYYE 0,5) – мультитаймер (подсветка)
5 – (BUWH 0,35) – датчик температуры наружного воздуха (выв. 1)
6 – (BN 0,75) - масса
7 – (BU 0,35) - датчик температуры наружного воздуха (выв. 2)
8 – (BNWH 0,35) – диагностический разъем
9 – (BURD 0,35) – датчик скорости вращения ступицы
10 – (BNRD 0,35) - радиоприемник
11 – (BNBK 0,35) - радиоприемник
12 – (BNGY 0,35) – радиоприемник
На рис. 2 представлен вид разъема на многофункциональный дисплей (D2).
Рис. 2
Назначение контактов:
1 - (BN 0,75) – масса
2 - (BUWH 0,35) – датчик температуры наружного воздуха
3 - (BU 0,35) - датчик температуры наружного воздуха
4 - (BK 0,5) - +12V с предохранителя F13
5 - (RD 0,75) - +12V с предохранителя F34
6 – (GN 0,35) - датчик скорости вращения коленвала (тахометр)
7 - (GYYE 0,5) – мультитаймер (подсветка)
8 - (RDWH 0,5) – радиоприемник
9 - (BNRD 0,35) – радиоприемник
10 - (BNGY 0,35) – радиоприемник
11 - (BNBK 0,35) – радиоприемник
12 - (BURD 0,35) – датчик скорости вращения ступицы
13 – (BNGN 0,5) – датчик критического уровня масла
14 - (BNWH 0,35) – диагностический разъем
15 – (BKYE 0,35) – сигнал торможения
16 - (BK 0,35) - +12V с предохранителя F38
17 – (WHGN 0,35) – блок контроля ламп накаливания
18 – (BKYE 0,35) – блок контроля ламп накаливания
19 – (YERD 0,35) – датчик критического износа тормозных колодок
20 – (BNBU 0,5) – датчик критического уровня ОЖ
21 – не используется
22 - (BNYE 0,5) – датчик критического уровня омывателя стекол
23 – (BNWH 0,35) – подрулевой переключатель (управление/навигация БК)
24 - (BNRD 0,35) – подрулевой переключатель (управление/навигация БК)
25 - не используется
26 – (BUBK 0,35) – датчик уровня топлива
27 – (BKBN 0,35) – сигнал ЭБУ
28 - не используется
29 – (GYGN 0,5) – дополнительный отопитель
30 – (BKGY 0,5) – дополнительный отопитель
31 – (BU 0,35) – датчик температуры двигателя
32 – (BURD 0,35) – сигнал пуска/зарядки
Легенда проводов:
BU - голубой
BN - коричневый
YE - желтый
GY - серый
GN - зеленый
RD - красный
BK - черный
WH – белый
Пример обозначения:
BKRD 0,5 (BK-основной цвет, RD-опознавательный цвет, 0,5-сечение)
В процессе инсталляции будут задействованы разъемы щитка приборов H1 (рис. 3, фото 4) и кнопок управления БК подрулевого переключателя стеклоочистителя X43 (рис. 4).
Рис. 3
Фото 4
Рис. 4
Примечание:
Если найти разъем подрулевого переключателя стеклоочистителя не представляется возможным, то придется подключаться напрямую к его проводам, удалив ответную часть разъема.
Демонтаж трехфункционального дисплея.
1. Снять облицовку вокруг прикуривателя. Она на защелках, снимается аккуратно отверткой. Открутить два самореза, удерживающих снизу облицовку центральной панели.
2. Снять магнитолу. Отвернуть фиксирующий саморез в торце шахты магнитолы и, освободив фиксаторы, снять шахту магнитолы, предварительно сняв разъемы магнитолы и антенны. Открутить два самореза, удерживающих по бокам облицовку центральной панели (фото 5).
3. Подать центральную панель на себя, освободив ее из верхнего фиксатора над дисплеем (фото 6).
4. Отогнуть 4 фиксатора, которые удерживают блок управления вентиляцией, и извлечь блок из панели.
5. Отогнуть 4 фиксатора и снять центральные сопла вентиляции с кнопкой аварийных огней.
6. Повернув фиксатор отсоединить разъем D1 от дисплея и снять облицовку центральной панели с дисплеем.
Фото 5
Фото 6
Подключаем новый разъем D2. Если Вам повезло найти фирменный разъем, то контакты из разъема D1 легко вынимаются и вставляются в соответствующие отверстия разъема D2, а если не повезло, то на выручку придет паяльник.
Порядок подключения разъема D2:
D2 (1) – D1 (6)
D2 (2) – D1 (5)
D2 (3) – D1 (7)
D2 (4) – D1 (1)
D2 (5) – D1 (3)
D2 (6) – H1 (20)
D2 (7) – D1 (4)
D2 (8) – D1 (2)
D2 (9) – D1 (10)
D2 (10) – D1 (12)
D2 (11) – D1 (11)
D2 (12) – H1 (27)
D2 (13) – не используется
D2 (14) – D1 (8)
D2 (15) – (*) см. ниже
D2 (16) – (*) см. ниже
D2 (17) – не используется
D2 (18) – не используется
D2 (19) – не используется
D2 (20) – не используется
D2 (21) – не используется
D2 (22) - не используется
D2 (23) – X43 (A)
D2 (24) – X43 (D)
D2 (25) - не используется
D2 (26) – H1 (25)
D2 (27) – (*) см. ниже
D2 (28) - не используется
D2 (29) – не используется
D2 (30) – не используется
D2 (31) – H1 (28)
D2 (32) – не используется
Пример обозначения:
D1 (12) (D1 – обозначение и номер разъема, (12) – номер контакта в разъеме)
(*)
Контакты D2 (15) и D2 (16). Эта пара проводов необходима для контроля редохранителя/выключателя ламп стоп-сигналов.
Сигнал на D2 (15) поступает непосредственно с выключателя стоп-сигналов, но доступ к этому выключателю затруднен. Проще всего подключиться к этому проводу возле разъема Х1, соединяющему передний и задний жгут салонной проводки, который находится за облицовочной панелью возле ног водителя (рис. 5, фото 7, 8). Подключиться необходимо к проводу, идущему на вывод 30 разъема Х1.
Рис. 5
Фото 7
Фото 8
Сигнал на D2 (16) поступает непосредственно с предохранителя F38, но тянуть туда провод не обязательно. Под лотком для мелочей в центральной консоли находится сростка проводов черного цвета от этого предохранителя (фото 9) – это и есть ближайшее и оптимальное место для подключения.
Фото 9
ВНИМАНИЕ! Там рядом находится ДВЕ сростки проводов черного цвета. Подключиться необходимо к той, где проводов меньше.
Контакт D2 (27).
Наиболее важный контакт. Это сигнал с ЭБУ, который передает все данные о расходе топлива. При заводской установке БК путь этого сигнала следующий: Х71 (47) – Х120 (36) – Х2 (23) - D2 (27) где:
Х71 – разъем на ЭБУ ”Multec” (рис. 6).
Х120 – промежуточный разъем, расположенный в моторном отсеке возле релейного блока (рис. 7, фото 10, 11).
Х2 – разъем, соединяющий моторный и салонный жгуты проводки (рис 8, фото 12).
Схема расположения разъемов ЭБУ ”Multec” в подкапотном пространстве показана на рис. 9.
Рис. 6
Рис. 7
Фото 10
Фото 11
Рис. 8
Фото 12
Рис. 9
Скажу сразу – подключиться «как с завода» не имея заводской подкапотной проводки под БК довольно сложно, поскольку моторная часть разъема Х2 находится в весьма труднодоступном месте и чтобы доставить в нее недостающие контакты придется много чего поснимать под капотом, да и до салонной части этого разьема так просто не доберешься. Более того, проводка под БК от Х120 до Х2 у Вас, скорее всего, тоже отсутствует. Это легко проверить по «отцовской» части Х120, но результат Вас вряд ли обрадует. Придется выкручиваться. Нас выручит то, что жгут от Х120 до Х71 является универсальным и содержит весь набор проводов вне зависимости от опций, которыми комплектовался данный автомобиль. Нам останется только разобрать «материнскую» часть разъема Х120 и подключиться к проводу, идущему к Х120 (36). Как протащить этот провод в салон и подключить к D2 (27) каждый решит самостоятельно. Лично я воспользовался наследием, доставшимся Астре-G от двигателей серии «Х», а именно конструктивным отверстием, предназначавшимся для тросика педали акселератора. Очень удобное отверстие...
Примечание:
Возможна ситуация, что, отсоединив разъем Х120, Вы обнаружите, что в его «отцовской» части торчит штырь №36. В таком случае у меня для Вас, как водится, две новости – хорошая и плохая. Новость хорошая: Вы везунчик! У Вас есть подкапотная проводка под БК! Новость плохая: Вам это не поможет. Все Ваше везенье закончится на разъеме Х2. Салонной проводки под БК у Вас нет, и не мечтайте. Тут, правда, рождается интересный вариант: доставить в салонную «отцовскую» часть разъема Х2 недостающие штыри, красиво решив тем самым проблему перехода мотор-салон, но для этого нужно иметь эти штыри, а это уже отдельный разговор.
Теперь осталось подключить последний провод – Х43 (С). В принципе его можно соединить с любым проводом массы. В оригинале этот провод подключен к сростке проводов массы, которая находится в жгуте проводов слева от бардачка. Место указано на фото 13, но что бы увидеть саму сростку изоляцию на выходе из короба нужно распустить.
Фото 13
Сразу после включения БК выдаст сообщение «Проверьте стоп-сигналы» на немецком или английском языке. Что бы произвести проверку необходимо однократно нажать и отпустить педаль тормоза. Идет проверка выключателя/предохранителя стоп-сигналов, после чего БК начинает выдавать сообщения о неисправностях. После подтверждения всех сообщений БК переходит в обычный режим работы.
Ну, вот и все. Теперь при каждом старте Ваш БК начнет задалбывать Вас сообщениями о том, что у Вас перегорели все лампочки, масло на нуле, антифриз вытек нах, а от тормозных колодок остались одни железки. Выхода есть только два: либо посадить на массу D2 (13), D2 (19), D2 (20) D2 (22), либо продолжать усовершенствования. Мы не ищем легких путей, а потому переходим к пакету «бизнес».
Пакет «бизнес».
Понадобится:
1. Пакет «базовый»
2. Блок контроля ламп накаливания (62 38 078).
3. 8 м изолированного провода сечением 1,5.
4. 14 м (а то и больше) изолированного провода сечением 0,75.
5. Вольтметр.
Установка.
На рис. 10 представлен вид разъема на блок контроля ламп накаливания (Р1).
Рис. 10
Назначение контактов:
Р1 (1) – (WHGN 0,35) – D2 (17) (дисплей)
Р1 (2) – (BKYE 0,35) – D2 (18) (дисплей)
Р1 (3) – не используется
Р1 (4) - не используется
Р1 (5) – (BN 0,75) - масса
Р1 (6) – (YE 1,5) - +12V с предохранителя F24
Р1 (7) – (YE 1,5) - +12V с предохранителя F6
Р1 (8) – (BKYE 0,75) – Х1 (31) (лампа левого стоп-сигнала)
Р1 (9) – (GYBK 0,75) – Х1 (22) (лампа левого габарита)
Р1 (10) – (GYRD 0,75) – Х1 (24) (лампа правого габарита)
Р1 (11) – (GYBK 0,75) - +12V с предохранителя F25
Р1 (12) – (BKYE 0,75) – Х1 (30) (выключатель стоп-сигналов)
Р1 (13) – (GYRD 0,75) - +12V с предохранителя F7
Р1 (14) – (YE 1,5) – Х2 (79) (левая лампа ближнего света)
Р1 (15) – (YE 1,5) – Х2 (80) (правая лампа ближнего света)
Р1 (16) – (BKYE 0,75) – Х1 (25) (лампа правого стоп-сигнала)
Для начала открываем панель предохранителей, вынимаем предохранители фар ближнего света F6 и F24, включаем ближний свет и замеряем напряжение в гнездах предохранителей. Наша задача определить, на какой контакт предохранителя напряжение подается, а с какого снимается, т.е. на каком контакте оно будет, а на каком нет. Запоминаем результат. В моделях до 2002 г напряжение подается на нижний контакт, а снимается с верхнего. В моделях после 2002 г напряжение подается на левый контакт, а снимается с правого. Это так, но проверить не помешает.
Сейчас у нас питание на все лампы берется напрямую с предохранителей. Нам надо разорвать эти цепи и врезать туда по ходу сигнала блок контроля. Для этого:
1. Отключаем АКБ.
2. Открутив два самореза, извлекаем панель предохранителей и снимаем с его тыльной стороны защитный кожух.
3. Откусываем провод желтого цвета возле предохранителя F6, оставив у предохранителя отрезок ~2-3 см.
ВНИМАНИЕ! Отрезать нужно провод, по которому сигнал снимается с предохранителя, т.е. тот, на котором во время проверки напряжения не было!
4. Откушенный провод соединяем с Р1 (7). Оставшийся отрезок у предохранителя соединяем с Р1 (15).
5. Откусываем провод желтого цвета возле предохранителя F24, оставив у предохранителя отрезок ~2-3 см.
6. Откушенный провод соединяем с Р1 (6). Оставшийся отрезок у предохранителя соединяем с Р1 (14).
7. Снимаем декоративную панель у ног водителя и расстыковываем разъем Х1.
8. В материнской части разъема откусываем провод серо-красного цвета, идущий на контакт Х1 (24), оставив у контакта отрезок ~2-3 см.
ВНИМАНИЕ! Все последующие операции нужно выполнять именно у материнской части разъема!
9. Откушенный провод соединяем с Р1 (13). Оставшийся отрезок у контакта Х1 (24) соединяем с Р1 (10).
10. В материнской части разъема откусываем провод серо-черного цвета, идущий на контакт Х1 (22), оставив у контакта отрезок ~2-3 см.
11. Откушенный провод соединяем с Р1 (11). Оставшийся отрезок у контакта Х1 (22) соединяем с Р1 (9).
12. В материнской части разъема откусываем провода черно-желтого цвета, идущие на контакты Х1 (25) и Х1 (31), оставив у контактов отрезки ~2-3 см.
13. Откушенные провода сращиваем вместе и соединяем с Р1 (12). Оставшийся отрезок у контакта Х1 (25) соединяем с Р1 (16), а оставшийся отрезок у контакта Х1 (31) соединяем с Р1 (8).
Вывод Р1 (5) подключается к массе. В оригинале он подключен в той же сростке, что и вывод Х43 (С) подрулевого переключателя дисплея.
Теперь смотрим на отцовскую часть разъема Х1. Нас интересует наличие проводов от контактов Х1 (22), Х1 (24), Х1 (25) и Х1 (31). Если эти провода есть, то собираем разъем и проверяем систему, если их нет, то придется разобрать левый борт облицовки салона и протянуть от этих контактов в багажник четыре провода на стоп-сигналы и габаритные огни, заменив ими штатные провода в разъемах задних фар. А никто и не говорил, что будет легко!
Второй этап завершен. Вы все еще здесь? Хм, странно... Ладно, переходим к последнему этапу.
Пакет «безлимитный».
Хотя лично я назвал бы этот пакет «безбашенным», поскольку по уровню возни и затрат он может легко превзойти предыдущие два...
Посмотрите на фото 14.
Фото 14
Вы готовы пойти на ЭТО только ради того, что бы подключить датчик износа правой пары колодок? Что, да?! Тогда я готов выпить с Вами пива и пойти в разведку! Ах, Вы девушка?! А можно телефончик? Хм... Ну ладно, двигаемся дальше...
В принципе браться за установку можно только в том случае, если у Вас есть подкапотная проводка под БК, либо есть лишняя проводка от автомобиля с БК. Это связано с довольно большим количеством датчиков, у каждого из которых свой разъем. Поскольку работа будет вестись в подкапотном пространстве, то, не имея оригинальных штекеров на эти разъемы, Вы не сможете нормально и герметично подключить все эти фенечки, а герметичность под капотом должна быть хорошей. Проверить наличие подкапотной проводки довольно легко. Просто загляните в колесную арку правого колеса как на фото 15. Если Вы увидите там не сиротливую дырку в моторный отсек как на фото, а неподключенный штекер круглой формы, то проводка есть. Это разъем под датчик колодки. Такой же должен быть и с левой стороны.
Фото 15
ВНИМАНИЕ: Не спутайте эти разъемы с подключенными разъемами датчиков скорости!
Для гарантии можно снять скобу и заглянуть под расширительный бачок. Там должен болтаться свободный 2-х контактный разъем с проводами коричневого и коричнево-синего цвета. Это разъем на датчик критического уровня охлаждающей жидкости.
Понадобится:
1. Пакет «базовый»
2. Датчик критического уровня омывающей жидкости (12 38 401) с уплотнителем (12 38 821) (фото 16)
3. Расширительный бачок с местом для датчика критического уровня охлаждающей жидкости (???) (фото 17)
4. Датчик критического уровня охлаждающей жидкости (13 04 729) (фото 16)
5. Датчик критического износа колодок (2 шт) (12 38 442)
6. Датчик критического уровня масла (62 38 435) с уплотнителем (12 38 822)
7. Масляный картер двигателя с местом под датчик критического уровня масла (06 52 171)
8. Круговое сверло диаметром 20 мм
Фото 16
Фото 17
Установка.
Собственно вся установка сводится к протяжке проводов от датчиков в салон и подключению их к БК. Если у Вас есть подкапотная проводка под БК, то даже не знаю, радоваться за Вас, или нет. Не имея запасных клемм как стоят в салонной части разъема Х2, Вам все равно придется резать провода от датчиков, наращивать их и искать, как протащить эти провода в салон. Единственный плюс – не придется разбирать всю морду как на фото 14...
Подключение банальное:
- датчик критического уровня омывающей жидкости на D2 (22)
- датчик критического уровня охлаждающей жидкости на D2 (20)
- датчики критического износа колодок на D2 (19)
- датчик критического уровня масла с уплотнителем на D2 (13)
Есть только несколько комментариев.
Датчик критического уровня омывающей жидкости.
Бачков с готовым отверстием под датчик не существует, но абсолютно в каждом бачке размечено место под него. Ищите в корпусе бачка конусообразное углубление, которое находится рядом с днищем бачка возле небольшой ступеньки. Это и есть центр отверстия под датчик. Ступенька нужна для того, что бы датчик, имеющий фаску, был установлен правильно. Дальше остается просто просверлить отверстие диаметром 20 мм, установить в него уплотнитель, а затем и сам датчик (фото 18).
Фото 18
Датчики износа колодок.
Датчики подключаются последовательно. Один вывод собранной цепочки идет на массу, а второй на дисплей. Тестируются только внутренние колодки, причем система не скажет, с какой именно стороной у Вас проблема. Датчики износа колодок одноразовые в том смысле, что если Вы доездились до сработки, то сработавший датчик придется заменить. Если Вы замените колодки своевременно, не дожидаясь сработки, то датчик останется работоспособным.
Датчик критического уровня масла.
Полная торба, поскольку ради него нужно заменить поддон. В оригинале путь сигнала датчика следующий: В7 (1) - Х22 (1) – Х120 (26) – Х2 (20) – D2 (13), где В7 – разъем на датчик уровня масла. Вид разъема В7 на рис 11. Вид разъема Х22 на рис 12, его расположение на рис 9 и фото 19.
Путь надо проверить. У меня был кусок от Х22 до Х120. Если у Вас есть подкапотная проводка под БК, то будет кусок от В7 до Х2. Исходя из наличия проводки, выбирается место подключения.
Рис. 11
Рис. 12
Фото 19
Бюджет проекта:
Дисплей – 100$ (разборка на Гаевой, бокс 647)
Подрулевой переключатель – 0$ (подарен ”Юстас jura & Co”)
Расширительный бачок + датчик уровня ОЖ – 10$ (”Юстас jura & Co”)
Датчик уровня омывателя – 20$ (куплен давно по дурости на Столичке)
Датчики тормозных колодок (2 шт.) – 36$ (Перова, №63, Олег)
Датчик уровня масла – пока не установлен
Датчик контроля ламп накаливания – 20$ (”Юстас jura & Co”)
Проводка – была приобретена ранее у ”Юстас jura & Co” для совершенно других целей.
ИТОГО: 186$.
Вот, собственно и все. Наслаждаемся зрелищем и с удивлением наблюдаем, как наша экономичная Астра жрет 35 л/100 км при разгоне под горку...
P.S. Уточнения и замечания принимаются. Консультации бесплатные.
Удачи!
Изменено: Shadow, 09 Октябрь 2009 - 19:37