Автокредитование: Недешевое удовольствие

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи

Автокредитование: Недешевое удовольствие

05 февраля 2014   23:57
ПРОСМОТРОВ: 985


Автокредитование: Недешевое удовольствие

Каким станет рынок автомобильного кредитования в этом году и можно ли ожидать доступных займов?

Прошедший 2013 год стал настоящим испытанием для рынка автокредитования. Введенные спецпошлины, а затем и утилизационный сбор значительно охладили спрос на автомобили, что привело к падению авторынка на 7%. Но эта же ситуация и подстегивала банки к более активному привлечению клиентов различными акциями и гибкими условиями кредитования. И в 2014-м борьба за заемщика продолжится.

Количеством или качеством?
Сложности в продажах автомобилей и вправду не помешали банкам развивать автокредитование в 2013 году. Первое, что бросается в глаза, – это увеличение количества программ финансирования. Например, согласно данным «Простобанк Консалтинг» в декабре минувшего года предложение займов на новые авто в зависимости от срока было на 60–70% больше, чем в январе, и достигало 390 кредитных продуктов. При этом выросло количество предложений для машин с пробегом: за год оно увеличилось приблизительно на треть – до 20 программ финансирования. 

Изменения коснулись и непосредственно условий кредитования. Во-первых, стали более мягкими требования по отношению к первоначальным взносам. «Если в начале прошлого года чаще всего первоначальный взнос заемщика должен был составлять как минимум 20–25% от стоимости автомобиля, то со второй половины 2013-го на рынок вышло сразу несколько банков с программами, которые предполагают сниженный до 10% и даже 9% первоначальный взнос. И таких программ становится все больше», – отмечает член правления банка «Кредит Днепр» Елена Безуглая.

Во-вторых, невзирая на сохранение стабильной стоимости депозитных ресурсов (а ведь именно они являются одним из ключевых индикаторов цены кредитов), процентные ставки по автомобильным зай­мам в 2013 году снизились. Причем существенно. Так, если верить исследованиям «Простобанк Консалтинг», средние реальные ставки на новые иномарки упали в зависимости от срока кредитования на 4–4,5 процентных пункта. Кредиты на новые отечественные авто потеряли 2,7–3,6 процентных пункта. Индекс «Кредит-Маркет», который рассчитывается по всем затратам заемщика, включая комиссии и страхование (на основе кредитов, предоставляемых на 70% стоимости нового авто сроком на 3 года без акционных и субсидируемых предложений), тоже продемонстрировал снижение: с 46,48% в феврале 2013 года до 42,56% в ноябре.

В апреле-мае 2014 года ставки по кредитам могут снизиться на 0,5–2%.

«Уровень кредитных ставок активно снижался в первой половине 2013 года и к июлю достиг своего дна. Исключением стал осенний период, в котором банки их не повышали, так как ситуация на финансовом рынке до декабря была более-менее стабильной», – рассказывает директор департамента продаж через альтернативные каналы «Креди Агриколь Банк» Роман Бунич.

Если говорить о займах в рамках совместных акций и программ с автодилерами, то некоторые банки предлагали и продолжают предлагать номинальные ставки в пределах 10–15% годовых.

Правда, сроков кредитования изменения не коснулись, и банки все еще не готовы выдавать кредиты больше, чем на 5–7 лет. Именно этот срок является наиболее оптимальным с точки зрения риска, а также стоимости залоговой машины, если ее все-таки придется продавать в ситуации, когда заемщик не будет в состоянии погашать заем.

Изменения штрихами
В наступивший год банкиры смот­рят со сдержанным оптимизмом, но без эйфории. Причины тому все те же: слабые ожидания роста рынка автомобильных продаж (по мнению экспертов и Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, он не превысит объемы 2013-го) и низкий спрос со стороны населения.

«Мы видим, что в начале 2014 года многие участники рынка уже подняли стоимость кредитов на 1–2%, так как на политические и экономические события финансовый рынок отреагировал увеличением стоимости депозитов», – подчеркивает Роман Бунич. 

С одной стороны, это повлечет концентрацию кредитного рынка. Банки, которые прочно стоят в этом сегменте, будут усиливать свои позиции, в то время как более мелкие и слабые игроки покинут его. С другой стороны, можно ожидать, что программы кредитования станут более разно­образными, ориентированными как на тех, кто обладает высокой платежеспособностью, так и на тех, кто имеет достаточно скромный доход. «Все большую популярность получат различные совместные продукты банков с автосалонами-партнерами», – считает начальник отдела авто­кредитования ВТБ Банка Константин Синельниченко.

Помимо этого, можно рассчитывать на постепенную, но медленную либерализацию условий кредитования. «Основные изменения могут происходить в разрезе стоимости займов (процентные ставки в апреле-мае могут снизиться на 0,5-2 п.п.), а также первоначального взноса. Ряд финучреждений, которые сейчас требуют с клиента взнос в размере 30%, снизят его до уровня 15–20%», – прогнозирует Елена Безуглая.

Хотя рассчитывать на то, что ставки упадут существенно, тоже нет особого смысла. «Прогнозировать конкретные изменения по ставкам затруднительно в связи с возможными изменениями на рынке ресурсов. Да, в течение года колебания будут, но значительные изменения мы вряд ли увидим», – подчеркивает Константин Синельниченко.

А вот по срокам кредитования, увы, движений и вовсе ждать не приходится. Можно рассчитывать на небольшое увеличение «возраста» кредитов лишь точечно, по отдельным программам. И то, как правило, по тем, которые субсидируются автопроизводителями. 

Клиент не всегда прав
Взаимоотношения банков с заемщиками – и вовсе отдельная тема. Как и прежде, внимание кредиторов будет сконцентрировано на официально подтвержденном доходе. А вот соотношение суммы ежемесячного платежа и ежемесячного дохода заемщика в банках отличается в зависимости от уровня рисков, которые финучреждение готово взять на себя. 

Вообще, есть достаточно давняя распространенная формула: платежеспособность заемщика рассчитывается таким образом, чтобы 40% его ежемесячного дохода покрывало платеж по кредиту. Однако в некоторых банках этот показатель может составлять 50% или даже 60%. Кроме официально подтвержденного дохода, конечно, принимаются во внимание кредитная история, трудовой стаж, а иногда также репутация и размер организации, где работает потенциальный клиент.

Впрочем, несмотря на это, глобальные изменения в подходах к оценке заемщиков в 2014 году вряд ли про­изойдут. «Профиль клиента ухудшается. Это касается всех сегментов кредитования. В такой ситуации банк как гарант возвратности средств своих вкладчиков должен пересмат­ривать подходы к оценке заемщиков, и, конечно же, не в сторону их упрощения. Поэтому кредитовать без справки о зарплате либо под неофициальные доходы (со слов клиента) в нынешнем году банки точно не станут», – уверен начальник отдела альтернативных каналов продаж «Банка Кипра» Владимир Радько.

Финучреждения будут готовы смягчать требования лишь при условии, если заемщик готов внести 50–60% стоимости автомобиля и обладает при этом безупречной кредитной историей. 

Автокредитование: Недешевое удовольствие

Основные тренды рынка авто-кредитования в 2014 году
- Все большее разнообразие кредитных продуктов.
- Постепенное снижение процентных ставок.
- Либерализация требований к первоначальным взносам.
- Жесткие рамки при оценке заемщиков.
- Расширение программ финансирования совместно с автомобильными импортерами.

Автор Виктор Стуков

 

Источник: АвтоЦентр

 

Теги: кредит 
ОБСУЖДЕНИе
НОВОСТи ПО тЕМЕ