Профессиональные системы на базе 4- канального или двух 2-х канальных усилителей.Фронтальная акустика в этих системах обязательно должна быть 3-х компонентная. Установив такой комплект акустики можно уже говорить о построении сцены. Прежде чем приступить к проектированию системы необходимо тщательно исследовать двери и кик-панели вашего автомобиля на предмет установки туда среднечастотников. Только после этого можно будет определиться с выбором акустики. Кик-панели многих автомобилей не приспособлены для установки акустики. Если все- таки Вы решили установить акустику в кик-панели, то рекомендую акустику с небольшой инсталляционной глубиной. Поскольку среднечастотники должны работать от 350-400 Гц, (из практических исследований я сделал вывод, что частоты выше 350Гц довольно сильно влияют на звуковую сцену) то объем корпусов для них нужен небольшой. В случае использования в качестве среднечастотников купольных динамиков типа Morel CDM54, Macrom 58.08 надо учитывать, что они эффективно работают от 500-600 Гц. Их установка не связана с трудностями.
В принципе можно набирать 3-х комп. системы из отдельных компонентов, при этом не обязательно, что бы компоненты были одной фирмы. Практически все компании, производящие акустику предлагают готовые кроссоверы, частота раздела которых не совпадает с желаниями установщиков. Учитывая, что салоны автомобилей разные, кроссоверы могут быть различными для правого и левого каналов, не говоря уже о частотах раздела. Поэтому профессиональная установка предполагает прежде всего изготовление заказных кроссоверов. Каждый из компонентов требует изготовления специальных подиумов. Иногда подиумы для среднечастотников могут иметь различный угол наклона и различный внутренний объем. Вообщем 3-х полосная система - это серьезно.
Усилитель должен удовлетворять следующим требованиям.
- наличие линейного выхода
- кроссоверы не ниже 3 порядка, а лучше 4 для сабвуферного канала
- возможность работы кроссовера HP, LP
- возможность работы в мостовом режиме
- мощность в мостовом режиме должна быть не менее 200вт.
Желательно, что бы усилитель имел возможность подключения дистанционной регулировки сабвуферного канала. Если такой возможности нет, то можно использовать отдельный блок, либо использовать сабвуферный выход головного устройства.
Для полной возможности управлять системой рекомендую использовать параметрический эквалайзер или 32 полосный графический эквалайзер (на схеме не показан). С их помощью можно выстроить желаемую АЧХ. Несколько худший результат дает 15-ти полосный эквалайзер. Ни в коем случае не рекомендую использовать 4-х, 7-ми, и даже 11-ти полосные эквалайзеры, поскольку они однозначно не решают проблему. Их можно использовать только в бюджетных системах.
В моей практике встречались системы, которые не требовали применения эквалайзеров, однако их процент невелик порядка 5%. Если АЧХ не имеет явных горбов и провалов, то можно обойтись без эквалайзеров. Если же провалы, а особенно горбы слышны на слух (более 4-6дб), то исправить их можно только с помощью этих приборов.
В некоторых дорогих процессорах одна из опций включает в себя параметрический эквалайзер, но такие процессоры довольно дорогие 600-700 дол. К тому же такие процессоры работают с СД или Магнитолами этой же фирмы. Допустим, Alpine процессор + Alpine СД. Отдельно параметрики встречаются довольно редко. Как видите, применение эквалайзеров неразрывно связано с измерением АЧХ системы. Для измерения АЧХ используются 32 полосные анализаторы спектра сигнала, которые измеряют АЧХ в реальном времени. Расчет и изготовление кроссоверов, применение эквалайзеров, настройка АЧХ требует специального оборудования и много времени.
Сабвуфер рассчитывается исходя их ТТХ динамика и передаточной функции автомобиля. Обычно я предлагаю использовать 12" сабвуферы, хотя, если не нужно большое давление в машине можно обойтись 10". Основная задача при расчете сабвуфера это плавно состыковать его с общей АЧХ. Поэтому на этапе расчета и моделирования АЧХ саба необходимо это учитывать. И на этом этапе Наличие анализатора АЧХ обязательно.
Акустическая обработка дверей в этом случае обязательна. Если машина - седан, то необходимо убрать вибрации с перегородки багажник-салон (если такая имеется). Часто источником вибраций является крышка багажника и задние крылья, нередко и ниша для запаски. Все эти места необходимо обработать виброшумоизоляционными материалом.
Для таких систем необходимо использовать компоненты высших линеек. Мы рекомендуем акустические системы Phase Evolution AudioPhile, Сабвуферы Phase Evolution HighGrade, Aliante. Усилители Phase Evolution PB, Opus.
В акустических High-End системах Phase Evolution серии AUDIOPHILE использованы самые передовые технологии изготовления АС. Диффузоры мидвуферов имеют сотовую структуру, которая придает необходимую жесткость. В этих акустических системах используются раздельные (для НЧ/ВЧ) кроссоверы высшего качества, имеющие необходимые регулировки для систем такого уровня, такие как ступенчатая настройка уровня ВЧ, возможность изменения уровня НЧ (+ 2 dB) , а также фильтр HP для НЧ звена.
К мидвуферам серии AUDIOPHILE прилагаются T-S параметры, позволяющие рассчитать акустическое оформление необходимое для использования этой системы в данной конкретной установке.
Сабвуферы высшего качества серии HIGHGRADE и революционные сабвуферы серии ALIANTE. Сабвуферы Aliante имеют минимальную установочную глубину, благодаря плоскому сотовому диффузору, массивному магниту и катушке большого диаметра. Также эти сабвуферы сопровождаются измеренными параметрами T-S.
Установка усилителяВнешний усилитель — зачем? У автовладельцев часто возникает вопрос: зачем тратиться на отдельный усилитель, когда в головном устройстве уже есть встроенный, мощность которого составляет примерно «4 по 50 Вт». Казалось бы, действительно, незачем, если бы не одно «но».
Производители головных устройств в погоне за покупателями указывают в технических характеристиках максимальную мощность встроенного усилителя. Неизвестно, кто из производителей начал выдавать желаемое за действительное, но сегодня на коробках с головными устройствами красуются именно цифры максимальной мощности. Наверное, это лукавство производителей сегодня можно назвать традицией. Реальная номинальная мощность встроенных усилителей составляет порядка 22—27 Вт на канал.
Обычно в технических характеристиках усилителей указываются цифры номинальной мощности, и только совсем недобросовестные производители указывают максимальную. Поэтому «4 по 50» в случае с внешним и встроенным усилителями — это две большие разницы.
Если при выборе системы вы остановитесь только на внешних усилителях, целесообразно выбрать головное устройство, в котором есть функция отключения встроенного усилителя.
Если при подключении фронтальных и тыловых каналов есть выбор: использовать встроенный усилитель или предпочесть внешний, то при добавлении в систему сабвуфера необходимость внешнего усилителя становится очевидной.
Куда лучше
поставить усилитель
Установить усилитель несложно, вся установка — завернуть четыре самореза. Важнее правильно определить место его установки.
Во-первых, усилителю требуется хороший теплоотвод, так как в процессе работы он значительно нагревается. Если усилитель устанавливается в открытый объем (спинка сиденья, обшивка багажника, задняя полка и т.п.), то дополнительно охлаждение, скорее всего, не потребуется. Если же усилитель будет установлен в закрытом объеме (за обшивкой в нише крыла, установка нескольких усилителей одного над другим, декорирование усилителя стеклом и т.п.), то для нормальной работы системы потребуются несколько кулеров (часто для этого используются кулеры от компьютеров). Устанавливаются они парами — таким образом, чтобы один кулер работал на подачу воздуха, а второй — на отвод.
Во-вторых, важным аспектом является расстояние от усилителя до источника сигнала и акустики. Его желательно выбирать так, чтобы длина всех проводов системы была минимальной, но наиболее критично увеличение длины межблочных коннекторов.
В-третьих, усилитель должен устанавли-ваться так, чтобы на него не действовали другие системы автомобиля, дабы не допустить образования наводок. Причем на их наличие влияет не только сам усилитель, но и местоположение каждого из компонентов системы. При этом рецепты по «лечению» от наводок описать практически невозможно, поскольку это требует опытного подхода, а не теоретического описания.
Проводка
Выбрав место для усилителя, продумайте подключение и расположение всей подходящей к нему проводки. Желательно нарисовать схему — вид автомобиля сверху, где будут четко обозначены все провода. Нужно быть готовым к тому, что для подключения может потребоваться демонтаж сидений и салонного ковра, поэтому работу целесообразно совместить с шумовиброизоляцией кузова.
О подключении усилителей и прокла-дывании проводки написано немало статей. Внимание к этой операции обусловлено тем, что в сложных системах нередко появляются разного рода электромагнитные наводки, подчас сводящие на нет все усилия от создания системы. Чтобы помочь вам избежать этих и других проблем, приведем несколько советов по подключению.
Силовая проводка
Выбирая кабель для силовой проводки важно правильно определить площадь поперечного сечения провода. Если площадь будет превышать расчетную, это пойдет системе только на пользу, а вот если будет меньше, то усилитель не сможет выдать расчетную мощность. Для определения нужной площади сечения кабеля необходимо знать силу тока потребления и длину кабеля. Единица измерения площади поперечного сечения кабеля в системе СИ выражается в квадратных миллиметрах, но большее распространение в мире получила американская единица гейдж (AWG). Обратите внимание, что с увеличением толщины кабеля размерность в гейджах уменьшается.
«Минус» для питания усилителей допустимо брать с кузова автомобиля, однако в этом случае возможно появление дополнительных наводок. Также нельзя забывать о том, что кузов имеет свое сопротивление, которое увеличивается в процессе старения автомобиля.
Силовую проводку прокладывают, как правило, вдоль той стороны автомобиля, где расположен аккумулятор, — это позволяет уменьшить длину кабелей. Для перехода из подкапотного пространства в салон желательно использовать штатные отверстия. Если это невозможно, следует просверлить отверстия и вставить в них резиновые втулки. Недопустимо прокладывать провод в отверстия движущихся механизмов, например в отверстие троса сцепления!
На расстоянии 15—20 сантиметров от плюсовой клеммы АКБ следует установить общий предохранитель системы. При установке двух и более усилителей необходимо использовать специальные разветвители и дополнительные блоки предохранителей.
Проложенные в подкапотном пространстве кабели необходимо заложить в пластиковую гофру. Так же нужно поступить и с плюсовым кабелем, проложенным в салоне и багажнике. Для надежного контакта кабелей следует использовать специальные клеммы и пропаивать места соединений кабеля и клемм.
Межблочные кабели
Межблочные кабели наиболее подвержены наводкам, поэтому прокладывать их нужно отдельно от остальных кабелей. Знающие энтузиасты автозвука покупают такие кабели на метраж и самостоятельно припаивают к ним разъемы RCA, новичкам же лучше смотреть в сторону готовых межблочных кабелей. Выбрать достойный кабель сложно, а без отслушивания в эталонной аудиосистеме практически невозможно. Тем не менее попробуем дать несколько советов по выбору межблочных кабелей.
При планировании системы желательно стремиться к тому, чтобы межблочники имели минимальную длину, — это позволит уменьшить потери в звучании и убережет систему от наводок. Для этого можно, например, установить усилители под передними сиденьями. После определения места расположения усилителя не поленитесь измерить точную длину нужного кабеля, поскольку это поможет вам подобрать кабель оптимальной длины. К сожалению, у такого подхода есть и недостаток: если система будет фонить, то с большой вероятностью межблочные кабели придется перекладывать по другому маршруту. Поэтому оптимальным выходом будет взять комплект кабелей «на примерку» у знакомых и, проложив их, отслушать систему.
Важно, чтобы межблочный кабель имел хороший экран. Он может быть выполнен в виде фольги, в которую производитель оборачивает сигнальные провода, либо в виде оплетки. В продаже можно встретить как кабели без экрана, так и кабели с двойным экранированием. Отличить их можно по общей толщине, «монументальности» RCA-разъемов и, конечно же, цене.
Дешевые, простые кабели, как правило, тонкие и имеют пластиковые разъемы. Желательно не применять такие кабели в своей системе. Защищенность от помех у них самая минимальная. Рекомендуем использовать кабели с оплеткой и с обернутыми в фольгу сигнальными жилами. Такой вариант является оптимальным для современного автомобиля с массой электросистем, разбросанных по всему кузову.
Акустические кабели
Акустические кабели менее капризны, чем межблочные, но и их неправильный выбор может свести на нет все старания. Нельзя забывать о том, что уровень системы в целом определяется уровнем наихудшего компонента системы.
Самая распространенная ошибка — использование кабелей, идущих в комплекте с динамиками. Наиболее честные производители пишут в инструкции, что эти проводочки предназначены лишь для проверки работоспособности динамиков. Даже при использовании встроенного в головное устройство усилителя следует применять специальную акустическую проводку сечением никак не менее 1,5 кв. мм. Для надежного соединения все клеммы необходимо хорошо припаять. При пропускании кабелей в дверь нужно обязательно использовать резиновую гофру и ни в коем случае не прокидывать кабель из-под одной обшивки к другой.
Как ставить усилитель
Существует несколько вариантов установки усилителей. Первый и самый простой — установка на поверхность, без изготовления каких-либо дополнительных панелей. Этот вариант оправдан в том случае, когда усилитель ставится в недоступное для глаз место (например, под заднюю полку или на пол под передними сиденьями). Если усилитель будет установлен «напоказ», то все провода желательно спрятать, дабы не портить внешний вид. Для этого необходимо изготовить фальшпанель. Оба эти варианта крепления объединяет одно: усилитель устанавливается открыто, то есть проблем с его охлаждением возникнуть не должно.
Другие способы предусматривают установку в закрытый небольшой объем (например, за обшивками багажника). В этом случае необходимо хорошо продумать систему охлаждения. Это, безусловно, понравится автовладельцам, желающим оставить интерьер автомобиля без изменений. Самый оригинальный вариант — установка усилителя за панелью, но с окном (при этом он все равно требует охлаждения). Оригинальность заключается в том, что на окне часто гравируется надпись, которая подсвечивается в темноте светодиодами. Выполнить такую установку полностью самостоятельно невозможно, если, конечно, у вас под рукой нет станка для гравировки.
Что использовали мы
В соответствии с концепцией stock в автомобиле ВАЗ-2110 усилитель был установлен скрытно. Монтаж под полкой в «десятке» оказался очень удачен: усилитель не виден и не мешает повседневной эксплуатации автомобиля, при этом он доступен для регулировок. Усилитель гармонично вписался в систему не только по своим техническим характеристикам, но и по стилю: строгий черный цвет делает его малозаметным даже при взгляде на полку снизу.
Вся система, кроме головного устройства, в «десятке» построена на компонентах нового испанского бренда Soundstatus. В этой инсталляции была задействована четырехканальная модель усилителя АВ-4200С.
В «девятке» же усилитель был выставлен напоказ. Для этого была изготовлена фальшпанель. Конфигурация багажников «самар»-хэтчбэков такова, что наличие небольших закутков между арками и задними фонарями не сильно влияет на функциональность всего багажника.
Для установки был выбран четырехканальный усилитель Nitech WSH-4100A. К двум его каналам подключены фронтальные компонентные динамики Nitech Т6.с. Два других канала, используя мостовую схему подключения, «раскачивают» сабвуфер Nitech TX12.4 (встроенные фильтры усилителя позволяют без проблем реализовать такую схему). Встроенные ФВЧ и ФНЧ имеют крутизну спада 12 дБ/окт. Блок питания и выходные каскады усилителя выполнены на транзисторах MOSFET. WSH-4100A выдает честные 50 Вт на канал (RMS). Усилитель имеет защиту от короткого замыкания, перегрева, перегрузки и высокого и низкого напряжения.
Изготовление фальшпанели
Для изготовления фальшьпанели нам понадобится фанера толщиной 10—12 мм, крепеж (саморезы или болты), алюминиевые уголки, карпет или другой материал для отделки, клей, кусок плотного картона. Из инструментов необходимо иметь лобзик с пилками по дереву, дрель со сверлами, напильники и шкурки, нож и ножницы, а также отвертки и желательно строительный степлер. Конечно, кроме самого усилителя нам понадобится комплект проводки.
Изготовление фальшпанели для усилителя технически проще, чем изготовление акустической полки или ящика для сабвуфера: не нужно обеспечивать герметичность, да и жест-кости листа фанеры будет достаточно.
Шаг 1:
Выбираем место
Место для усилителя следует выбирать так, чтобы обеспечить его охлаждение. Также желательно иметь легкий доступ к регуляторам (хотя это условие будет актуально только в первые дни использования системы, когда может понадобиться дополнительная настройка).
Также следует учесть тот факт, что особенность подключения (часто разъемы RCA расположены с одной стороны усилителя, а силовые и акустические клеммы — с другой) может внести коррективы в установку: надписи на лицевой стороне усилителя могут оказаться перевернутыми.
Шаг 2:
Размечаем внешние контуры панели
Внешние контуры фальшпанели определяются по месту, для этого удобно использовать плотный картон. После того как форма будет определена, нужно перенести ее размеры с макета на фанеру и выпилить.
Шаг 3:
Замеряем размеры усилителя и выпиливаем в панели окно
При определении размера окна нужно учитывать толщину отделочного материала, иначе усилитель попросту не встанет на свое место после обтяжки.
Шаг 4:
Закрепляем усилитель
Для надежного крепления усилителя с тыльной стороны заготовки прикрепляем два деревянных бруска. Их толщина должна быть такой, чтобы закрепленный усилитель сочетался с фальшпанелью. В нашем случае лицевая сторона усилителя находится вровень с плоскостью фальшпанели.
Шаг 5:
Крепим фальшпанель
Выбираем места для фиксации панели в рабочем положении. В автомобиле ВАЗ-21093 установщики использовали алюминиевые уголки, с помощью которых панель была надежно закреплена.
Шаг 6: декорирование
Извлекаем панель из автомобиля и обтягиваем выбранным материалом. Кусок ткани (в нашем случае это карпет) приклеивается к лицевой поверхности специальным клеем. Края материала заворачиваются и закрепляются с тыльной стороны с помощью клея и строительного степлера. После этого в ткани вырезается окно, затем края материала подворачиваются на тыльную сторону и фиксируются скобами.
Шаг 7:
Установка усилителя
Крепим усилитель к брускам с помощью саморезов. Обратите внимание, что в нашей инсталляции усилитель ориентирован так, что все инструменты настройки находятся сверху и доступны для оперативной регулировки.
Шаг 8:
Подключение и настройка системы
Подключаем всю проводку, после этого устанавливаем предохранитель в колбу и проверяем систему на работоспособность. Далее необходимо провести настройку усилителя и закрепить фальшпанель окончательно.
СИСТЕМА БЮДЖЕТ
Системы на базе СД ресивера
В основе таких систем лежит встроенный в СД ресивер усилитель.
Акустика
Фронтальная 2-х компонентная система. При выборе акустики для таких систем надо учитывать, что встроенный в СД усилитель способен выдавать 12-15вт (при заявленной мощности 35-45 вт), и "раскачать" мощную акустику он не сможет. Поэтому не стоит останавливать свой выбор на мощной акустике, а выбрать акустику с высокой чувствительностью (90дб и выше). Размер акустики желательно иметь 16см или 13см. Акустика размером 10см в таких системах не приемлема. Мои рекомендации - Cervin-Vega! HED 1602, MacAudio Iron 2.16, Phase Evolution PC 165.20. Инсталляционные размеры мидвуферов не превышают 5,5 см, что облегчает установку.
Акустика устанавливается в штатные места в двери.
В качестве тыловой акустики может быть использована недорогая коаксиальная. При грамотном ее использовании (применяются пассивные фильтры, смесители) можно увеличить объем и глубину звуковой сцены.
Размер тыловой акустики не важен -10см - 16см.
PIONEER DEH-P5500MP, DEH-P7500MP помимо HP фильтров на фронтальный канал имеет еще и LP фильтр на тыловой канал. Таким образом, тыловую акустику можно включать в режиме мидбасов - 100 - 160 - 250 Гц.
СД ресивер PIONEER DEH-P5500MP- 230$, DEH-P7500MP- 340$
Акустика Cervin-Vega! HED 1602 -155$, MacAudio Iron 2.16 -151$, Phase Evolution PC165.20 - 125$
ИТОГО: 355$ (491$) + тыловая акустика до 80$
Недостатки системы
На большой громкости появляются искажения на нижних частотах.
Это происходит потому, что усилитель СД ресивера не в состоянии " раскачать" акустику. К тому же при максимальных уровнях громкости возрастают нелинейные искажения усилителя, которые достигают значения 10%, что очень много. На более низких уровнях громкости система звучит лучше.
Нет среднего баса. Диапазон среднего баса 70-350 Гц. Для того, чтобы этот диапазон воспроизводился правильно, вуфер должен работать в правильном акустическом оформлении, то есть в акустическом экране.
Вуфер, работающий в неправильном акустическом оформлении будет иметь плохую АЧХ. В ней будут провалы в районе 100-400Гц до 10 дб. На слух будут ощущения, что "недостаточно" басов. Можно попытаться исправить АЧХ с помощью полупараметрического эквалайзера, но обычно это не спасает.
Необработанные виброшумоизоляционными материалами двери резонируют при воспроизведении мощного сигнала.
Бюджетные системы на базе 4-х канального усилителя.
Эти системы отличаются от предыдущей использованием внешнего усилителя.
Усилитель в такой системе должен отвечать следующим требованиям:
- наличие линейного выхода
- плавно регулируемые кроссоверы
- возможность работы кроссовера HP, LP
- возможность работы в мостовом режиме.
Если усилитель отвечает этим требованиям, то в дальнейшем эту систему можно улучшить, добавив сабвуфер. Наличие линейного выхода у усилителя, позволит использовать одну пару линейных выходов на СД ресивере (у недорогих СД ресиверов обычно имеется 1 пара линейных выходов). В этом случае регулировка FADER на СД ресивере не будет работать. Если же СД ресивер имеет 2 пары линейных выходов и он соединен с усилителем 2-мя межблочными проводами, то эта регулировка будет работать и может пригодится.
СД ресивер PIONEER DEH-P5500MP - 230$, DEH-P7500MP - 340$
Фронт - Cervin-Vega! HED 1602 -155$, MacAudio Iron 2.16 -151$, Phase Evolution PC 165.20 - 125$
Тыл - коаксиальные говорители -80$
Усилитель - Cadence Z4000 - 250$, Phase Evolution PB Four - 382$
Проводка 50$
ИТОГО: 230$+125$+250$+80$+50$=735$ или 340$+151$+382$+80$+50$=1003$
Такую систему всегда можно дополнить сабвуфером, без особой переделки
Изменено: raketa, 05 Июнь 2011 - 21:24