Как правильно управлять автомобилем? Что нужно помнить? Что категорически нельзя делать на зимней дороге….
Зима, как всегда, наступила неожиданно . Да, действительно, разве мог выпасть снег в декабре месяце??? – нет, откуда, Украина это же суптропики … Не смешно.
А водителей, которые думали еще две недели назад именно так, было очень много.
Опускаю нотации и поучения, а оставлю рекомендации и советы.
С чего нужно начинать? Вы пришли на стоянку. Видите сугроб – это ваш автомобиль.
Не пугайтесь, доставайте веник, щетку, скребок и очищайте его. Но для начала откройте дверь и заведите двигатель. Думаю, что каждый понимает – перед зимним периодом необходимо проверить надежность/живость аккумулятора, чтобы потом не было «сюрпризов». Внимание! – сразу включите обдув лобового и боковых стекол, а также обогрев зеркал и заднего стекла. Почему сразу? Потому что, если двигатель прогреется, пока вы будете сметать снег с авто и вы врубите обдув горячим воздухом на лобовое холодное стекло, то вероятность, получить на нем продольную трещину – очень велика.
Очищать лучше специальной щеткой, веник может оставлять микроцарапины на лаке, если авто был грязным. Сначала чистим заднее стекло, обогрев как раз подплавил снег и лед… затем боковые стекла… А уже в последнюю очередь лобовое стекло. Лучше вообще дождаться, чтобы оно оттаяло само. Если это невозможно, то старайтесь не прилагать большого усилия к скребку, т.к. поцарапать стекло грязью, оставшейся с вечера, проще простого….
Безусловно, стеклоочистители должны быть зимнего типа, каркас которых не страдает от обледенения и сохраняет подвижность в снегопад и дождь при отрицательных температурах. В бачке омывателя должна быть жидкость в правильной пропорции с незамерзайкой, небольшой запас уже разбавленной незамерзайки с водой желательно возить и в багажнике. Для легких заморозков, когда стекла покрываются тонким инеем, оптимально использовать размораживатель льда в виде баллона с ручным насосом (по типу Галлы, Мистера мускула и т.д.) –очень удобная штука, брызгаете на иней и он сразу на глазах тает. Не нужно ничего «шкрябать»… Правда стоит он от 25 до 50 грн за 0.5л. Очень хорошо зарекомендовал себя немецкий REX за 27 грн в МЕТРО. В Новой Линии появился какой-то отечественный аналог по 12 грн, но я его пока еще не тестил.
Очень важно - сметайте снег с крыши полностью!!! Не оставляйте сугроб!!! Крыша нагревается, между шапкой снега и прослойкой образуется вода-смазка, по которой этот сугроб мгновенно съезжает при торможении на лобовое стекло!!!! И тут можно или выъехать кому то в зад или получить удар в свою .... т.к. инстинктивно водитель нажмет тормоз в пол.
Отлично, стекла очищены – обзор отличный, можно ехать, если, конечно, не забыли установить зимние шины .
Включили свет фар или ПТФ, пристегнулись…
Трогаться нужно плавно, избегая бестолковой пробуксовки, особенно это важно, если снег под колесами свежеукатан – на нем очень легко зарыться, т.к. шины срывают короткие пласты и проседают…глубже и глубже…
Едем,…под колесами уже расчищенная дорога, но это не значит, что уже можно газовать – ведь у вас только прогрет двигатель и салон, но никак не подшипники ступиц, КПП..задний мост..для авто с ЗП… и т.д…. Ямы тоже лучше проезжать чуть медленней, чем обычно, т.к. амортизаторы и резиновые сайлентблоки еще не прогреты и не размяты….
Под колесами лед/укатанный снег …дорога широкая, попутных и встречных авто в радиусе 200-300 м нет. То что нужно, идеальные условия для проверки сцепных свойств ваших шин с разными типами покрытий. Рекомендую разогнаться до 80 км/ч и нажать на тормоз в пол..тормозить вплоть до 30-40 км/ч – замечая и оценивая эффективность торможения. Желательно проверить поведение авто на снегу и льду, обычно на льду торможение в несколько раз хуже, чем на снегу. Это упражнение позволит в дальнейшем правильно поддерживать дистанцию с впереди идущим авто.
Маневры. Попробуйте произвести повиливание рулем с ускорением и торможением на разных скоростях, например 30, 40, 60, 80 км/ч – это поможет оценить поперечные сцепные свойства шин и управляемость авто в целом. Упражнение обязательно делать начиная с наименьшей скорости. Помните, что в случае начала заноса в переднеприводном авто необходимо добавить «газ», а в заднеприводном – сбросить. Учитесь подруливать и чувствовать свой автомобиль телом, сидение автомобиля – спинной мозг, рулевое колесо – руки, педаль газа и тормоза – ноги, глаза - информации, которую передают все эти органы более чем достаточно, для анализа и принятия своевременного и правильного решения.
Дистанция. Держите дистанцию до впереди идущего авто такую, чтобы вы успели остановиться даже в том случае, если тот автомобиль в кого-то врежется (да, звучит хреново, но это факт). Всегда каждые 2-5 секунд смотрите в зеркало заднего вида, если видите приближающегося «идиота» на высокой скорости, лучше прижмитесь к обочине, снизив скорость и включив поворотник – пропустите его вперед. Всегда просчитывайте возможные варианты для маневра в случае внезапно возникшего препятствия. (меня, например, это не спасло и я таки сбил собаку).
Категорически не рекомендую объезжать ту же собаку, внезапно выбежавшую на дорогу!!! - бейте без сожаления, т.к. последствия от ухода с траектории движения по расчищенному асфальту с выездом на лед или снег, скорей всего будут намного хуже, чем разбитый бампер или радиатор. Если это человек (не дай Бог), то необходимо вильнуть так, чтобы удар о тело был касательным…потом автомобиль может и вовсе вылететь с дороги, но в момент столкновения необходимо всю энергию направить касательно в бок, чтобы препятствие отбросило в сторону, а не расплющило об автомобиль. При таком раскладе, шансов выжить у человека намного больше.
Если у вас есть омыватели фар – используйте их даже при небольшом загрязнении. Лобовое стекло тоже должно быть всегда чистое - не экономьте «дворники» и дорогой зимний концентрат, цена ДТП из-за ухудшения видимости по этой причине – намного дороже!
Помните.
Обычно перед перекрестками при снегопаде и отрицательной температуре образуются участки полированного льда, где тормозной путь может увеличиться многократно. Поэтому к любым перекресткам, особенно со светофорным регулированием, необходимо подъезжать с тройной осторожностью и с минимальной скоростью. При торможении всегда смотрите в зеркало заднего вида, вдруг там кто-то тормозит на летних шинах, тогда нужно искать пути для маневра, чтобы не разбить свой авто и оставить место для торможения тому «джигиту».
Трасса.
Зачастую на трассе образуется одна расчищенная или раскатанная колея, а рядом просто ровная дорога из укатанного снега. Внимание!!!! ОШИБКА - большинства водителей – часто черная полоса асфальта покрыта тонкой коркой льда и сцепление на ней в несколько раз хуже, чем рядом на полосе с укатанным снегом!!!!! Но водители тупо и упорно едут по мнимой чистой дороге, предполагая, что по снегу будет намного скользче – за последнюю неделю при ежедневной езде по трассе я сталкивался с этим каждый день!!!! Почему я так уверен в этой ошибке? Очень просто. Прямо на черном асфальте нажимаю газ в пол и ТС начинает тут же непрерывно моргать – гололед 100% , смещаюсь на снег и газ в пол – ТС молчит, машина как по рельсам начинает ровный разгон! Многие забывают, что днем снег раскатывают , что каша эта тает от посыпанной соли, а ночью температура снижается и утром это уже каток!
Водителям, которые уже уверенно ездят по зимним дорогам, могу дополнительно рекомендовать стараться чуть быстрей уезжать с перекрестка от других участников движения. Что это дает? Позади вас остаются водители с меньшим опытом, которые в случае «наламывания дров» не заденут вас. Конечно, для этого необходимо обуть машину в хорошие зимние шины.
В такую погоду однозначно «рулят» шипы! Рекомендую прочитать январский 2009г номер За Рулем, там как раз хороший тест шиповок и нешиповок при разных отрицательных температурах на льду. Тест такого рода проведен впервые. Все участники самые серьезные, жаль только, что не было Хаккки 5 с шипами, думаю, что она еще лучше отстояла честь шиповки. Но и так все красиво.
Видно плохо, но разобрать можно (фотографировал телефоном без доп. Освещения)
Нешиповка выигрывает у шипов только при температурах около -20 и ниже, но такие морозы бывают нечасто, а также сепные свойства шипов в поперечном направлении всегда макимальны, а вот ламели в такой ситуации спасуют еще больще….
Зато при минус 5-10 шипы просто разрывают все липучки на льду….
При минус 13 шипы и нешипы примерно равны..
При минус 5 тормозной путь шиповок в среднем на 25м короче!
При 0 – минус 1тормозной путь шиповок на гладком льду на 49 м короче!!!!
Это при начальной скорости всего 80км/ч – вдумайтесь в эти цифры!!!
Да даже, если тормозной путь шипов на асфальте вдруг был бы на 1-2 метра больше нешипов (а в тестах обычно и на асфальте шиповка лучше тормозит), то 49м. преимущества на льду для меня играют решающую роль….
Пока я живу не в Киеве…буду ездить на шипах!