ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи
В то время, как многие украинские города закупают подержанный электротранспорт за границей, наши заводы не могут найти заказчиков на свою продукцию. А ведь относительно недавно столица сама обеспечивала себя трамваями и троллейбусами.
Первый троллейбус появился на улицах Киева 5 ноября 1935 года. В большом СССР троллейбусов московского производства на всех не хватало, поэтому, первый киевский троллейбус был чешского производства. Разумеется, он назывался Skoda.
Параллельно, в том же 1935 году, на Киевском трамвайном заводе стали выпускать собственный небольшой двухосный троллейбус ЛК-5. Он был рассчитан на 47 мест, 37 из которых было сидячих.
После Великой Отечественной войны, до Киева добрались и знаменитые по старым фильмам, московские послевоенные троллейбусы МТБ-82Д. С 1947 по 1952 год их делали на Тушинском авиазаводе №32.
Поэтому, лобовое стекло у троллейбуса было в соответствии с законами аэродинамики под наклоном. А панели кузова соединялись авиационной клепкой. В Киеве таких «самолетов» ездило 280 штук. Каждый мог перевести 80 пассажиров, из которых 40 было сидячих. Двигатель мощностью 86 кВт разгонял троллейбус до максимальных 60 км/ч. В таком темпе московские «самолеты» проработали в Киеве до 1974 года.
Параллельно, с 1960 по 1974 год в Киеве ездило также 22 уже чехословацких троллейбуса Skoda 8Тр. В каждый из них, в отличие от московских, помещалось уже 100 пассажиров. Но сделано это было за счет сокращения сидячих мест. Их было в Skoda только 30. Поэтому старушкам московские троллейбусы нравились больше. Пионеры чаще уступали там место. Мощность Skoda была 100 кВт, но максимальна скорость так и осталась 60 км/ч. Что строго соответствовало ограничению скорости в городе.
Но ни московских, ни чехословацких троллейбусов городу не хватало. И после Великой отечественной войны, в Киеве возродили выпуск собственных троллейбусов. В Дарнице на Киевском Заводе электротранспорта (КЗЭТ). В 1958 году сделали троллейбус «Киев 1» (КТБ-1) на 65 (30 сидячих) мест.
Уже в следующем 1959-м его усовершенствовали и появился «Киев 2» (К-2) с таким же количеством пассажиров, но более мощного вида.
«Двойки» выпускали на КЗЭТ с 1960 по 1963 год и они эксплуатировались на городских маршрутах с 1960 по 1969 год. Но самой удачной столичной моделью стал «Киев 4», который сделали в 1962 году.
В общей сложности, 4-х КЗЭТ произвел 700 штук. А в 1967 году сделали «Киев 6» с удобным для высадки и посадки 3-дверным кузовом и большой вместимостью – 117 пассажиров (41 сидячий). До 1972 года «Киев 6» экспериментально эксплуатировались в столице.
Наверное, самым скоростным киевским троллейбусом был автобус ЛАЗ 697, который на заводе электротранспорта переделали в настоящий троллейбус. Он был не очень вместительным – перевозил всего 67 пассажиров из которых 34 могли сидеть. Зато, ЛАЗ 697 имел электромотор ЗиЛ-130 мощностью 150 кВт и разгонялся до максимальных 86 км/ч. Таких троллейбусо-автобусов с 1965 по 1992 год в Киеве бегало 350 штук.
Сейчас заказов на КЗЭТ нет и формально - это Дарницкое ремонтно-эксплуатационное депо. На его территории и находится музей городского пассажирского транспорта, где можно не только на старых фото, а и живьем увидеть и потрогать представителей истории транспорта столицы. Есть надежда, что приятая Кабмином программа активизации экономики поможет в создании электротранспорта отечественного производства. И в музее появятся новые экспонаты.
Теги: история общественный транспорт