Комендаторе известен не только сходством с Месутом Озилом
14 августа 1988 года ушел из жизни один из великих. Он был тираном и деспотом, человеком, чье доверие было нелегко заслужить и очень просто разрушить. От своих гонщиков он требовал полной самоотдачи на трассе — даже в том случае, если машина была не самой быстрой. Некоторые называли его рабовладельцем — и были правы: фанатичная преданность была обязательной для каждого члена семьи Ferrari.
Но при всей неоднозначности характера Комендаторе был выдающимся лидером, умевшим вдохновлять и наставлять, он никогда не говорил "нет" — правда, мало кто мог отважиться просить его. Энцо Феррари создал великую марку и великую команду, а еще оставил немало интересных мыслей и наблюдений о машинах и жизни:
"КОГДА МУЖЧИНА ГОВОРИТ ЖЕНЩИНЕ, ЧТО ЛЮБИТ ЕЕ, ОН НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОСТО ЕЕ ХОЧЕТ. ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ — ЭТО ЛЮБОВЬ ОТЦА К СВОЕМУ СЫНУ"
В кабинете Комендаторе, всегда погруженном в полумрак, был лишь один источник света — рядом с портретом его сына Дино, тяжело болевшего и ушедшего из жизни в 24 года. Его именем нарекли и серийную модель Ferrari, и трассу в Имоле, а после смерти Энцо автодром стал называться в честь отца и сына
"Я ЖЕНИЛСЯ НА 12 ЦИЛИНДРАХ И НИКОГДА С НИМИ НЕ РАССТАВАЛСЯ"
Не расстается с ними Ferrari и сейчас: F12, FF, LaFerrari — в каждой из них живет могучий V12. В Ф-1 алые болиды были последними, в которых рычала дюжина цилиндров
"КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ"
Если бы однажды Энцо не послал старика Феруччо и дальше строить тракторы, мы не увидели бы Countach, Diablo и Aventador
"АЭРОДИНАМИКА – ЭТО ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ МОТОРЫ"
В этих словах есть немалая доля лукавства. Что в дорожном, что в гоночном подразделении Ferrari работали блестящие конструкторы, которые умели укрощать воздух. Но двигатели в Маранелло всегда строили великолепные: Феррари даже считал, что именно их продает своим клиентам, а кузов они получают бесплатно
"Я НЕ ДИЗАЙНЕР. ЭТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ ЛЮДИ. А Я ДЕЙСТВУЮ ИМ НА НЕРВЫ"
Энцо умел управлять. Он находил талантливых сотрудников и доверял им, требуя беспрекословной верности. Всякий, кто считал, что лояльность боссу — это еще не самое главное в жизни, безжалостно увольнялся. Девизом Феррари стало известное изречение "разделяй и властвуй"
"НЕ ЗНАЮ ТАКОЙ МАШИНЫ, КОТОРОЙ ПОВРЕДИЛИ БЫ АВТОГОНКИ"
Да, вполне возможно, что гоночные инъекции помогли бы сделать провальные 400 и Mondial чуточку лучше...
"СПАСИБО, ЧТО НЕ ЗАБЫВАЕТЕ СТАРИКА"
Энцо отвечал на каждое пришедшее в его адрес письмо, и если написать равноценное послание не удавалось, посылал открытку, подписанную неизменными фиолетовыми чернилами
"НА ГЛАЗАХ У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ СЛЕЗЫ РАДОСТИ, К КОТОРОЙ, ВПРОЧЕМ, ПРИМЕШИВАЛОСЬ ГОРЬКОЕ ЧУВСТВО УТРАТЫ: ВРЕМЕНАМИ ВОЗНИКАЛО ТАКОЕ ЧУВСТВО, БУДТО Я УБИЛ СОБСТВЕННУЮ МАТЬ"
До войны "Скудерия" была всего лишь гоночной командой Alfa Romeo. В 1950-е к Энцо пришли победы, а зеленый клевер его бывшего работодателя начал увядать
"НЕ БЫЛО, ПОЖАЛУЙ, ЕЩЕ ГОНЩИКА, КОТОРЫЙ СОЧЕТАЛ БЫ В СЕБЕ ТАКОЕ ОСТРОЕ ЧУВСТВО ЕДИНЕНИЯ С МАШИНОЙ И ДОРОГОЙ С ПОЧТИ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВАГОЙ"
Комендаторе считал Нуволари лучшим из всех, кто гонялся на его машинах. Когда он хотел похвалить пилота, то говорил: "В тебе есть что-то от Тацио". Единственным гонщиком, которого он любил почти так же сильно, был Жиль Вильнев — такой же бесстрашный и феноменально быстрый.