ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи
Маршрут этого уникального трамвайного пути начинается на окраине села Молочное, у ворот пансионата «Береговое» и заканчивается у моря, на песочном пляже. И это не какой-нибудь аттракцион в трамвайных декорациях для отдыхающих — здесь все всерьез, по-настоящему: запах пропитанных гудроном шпал, искры контактной линии, кондуктор... Трамвайная линия в 10 км от Евпатории — реально действующая система общественного электротранспорта со своим депо, подстанцией, посадочными платформами и проездными билетами, которой принадлежат два мировых достижения. Во-первых, это самая короткая трамвайная линия на планете — всего 1800 м. Во-вторых, это единственная линия, построенная в сельской местности.
Пятиминутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого трамвая, а за окном — степной пейзаж с безграничной пустотой и гигантские телескопы Центра дальней космической связи. Немецкий трамвай в крымской степи — проект из разряда фантастических, который реализован и своим существованием удивляет всех неравнодушных людей. И трамвайное движение в нетипичной для городского транспорта местности организовала женщина, причем в то время, когда в больших городах Советского Союза трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.
«Я много лет искала более удобный транспортный вариант, чем автобусы ЛАЗ для подвоза наших отдыхающих к морю, — рассказывает генеральный директор пансионата Татьяна Чистякова. — И случай в 87-м свел меня с представителями Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги. После трагических событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат, куда можно было бы вывозить на оздоровление своих работников из загрязненной зоны. Так и вышли на совместное решение транспортного вопроса!»
Специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона Gotha у Евпаторийского трамвайного управления, и с открытием курортного сезона 25 лет назад в Молочном началось регулярное движение. Проезд стоил тогда всего 5 копеек, сейчас — 1,5 грн. И сегодня трамвайное движение в селе держится на энтузиазме Татьяны Ивановны. За эти годы она стала настоящим экспертом: знает об устройстве пантографа и стрелочного механизма, кто их может наладить и где в Украине достать на замену шпалы.
Рабочие «готы» с ценными билетами
Старичок-трамвайчик, который работает на линии, тоже рекордсмен. Более древнего подвижного состава в мире нет! Это два моторных вагона разных типов в одной сцепке: Gotha-Т57 с двухсторонним выходом и Gotha-Т59Е с дверями на одной стороне, выпущены соответственно в 1957 и 1959 гг. на заводе города Гота (ГДР).
По словам евпаторийского инженера Александра Семенченко, обслуживающего эти раритеты, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных «готов» в рабочем состоянии: «Пять таких же еще работают на линиях в Евпатории, но они уже реставрировались с заменой деталей и модернизацией некоторых узлов, а у этих все осталось, как и было». Особую ценность для коллекционеров проездных билетов представляет и талончик, серию которых каждый год с учетом изменения цены печатают в Новой Каховке. Нигде больше в мире нет сельских билетов для электротранспорта — только в Молочном!
Теги: интересные факты общественный транспорт ретро