Устанавливаем ГБО на автомобиль: тест на целесообразность
Пока моя семья жила в Киеве, в нашем автопарке всегда преоблада
ли небольшие автомобили с объемом двигателя до 2 литров и, как следствие, не сильно "прожорливые". С переездом на другое место жительства и с учетом новых потребностей семьи было принято решение о покупке внедорожника. И сразу же на повестке дня встал вопрос о целесообразности установки на новый джип ГБО.
Мои представления об этом вопросе на тот момент были более чем поверхностные, а именно, – я слышала, что:
- газ дешевле бензина,
- при езде на газу сохраняется возможность ездить и на бензине,
- поставить ГБО практически на любой автомобиль – не проблема.
Оказалось, что найти СТО для подобных работ – не проблема. Объявлениями пестрит и Интернет, и печатные специализированные СМИ, и форумы автовладельцев.Изучив некоторые из них, я пришла к следующим выводам:
- Наиболее распространенным и с наилучшим соотношением цены и качества на данный момент принято считать ГБО четвертого поколения, которое характеризуется распределенным синхронизированным впрыском газа. (Справочно: для любителей технических новинок уже существует 5 и 6 поколения ГБО)
- Цена самой системы и работы по ее установке зависит от производителя ГБО и технических характеристик вашего авто (количества цилиндров). Наиболее экономный вариант – сочетание польских и итальянских комплектующих. (Справочно: почти везде мне на выбор предлагали два варианта: или итальянское оборудование за 1500 долларов, или "сборный комплект" - польский блок управления Stag и итальянская "механика" за 900-1000 долларов.)
- Согласно расчетам специальных калькуляторов, расходы по установке ГБО на мой автомобиль гипотетически должны окупиться примерно за 16 месяцев.
- Установка ГБО занимает несколько часов (как правило, не более одного рабочего дня), гарантия на оборудование обычно разнится сильно – от 1,5 лет с ограничением пробега и аж до 4 лет без ограничений.
Исходя из дополнительных данных, все выглядело очень привлекательно, настолько, что я была готова «пожертвовать» динамикой разгона своего «танка». Итак, подрядчик был выбран, бюджет выделен, дата установки определена. Время «Ч» настало, по приезду на СТО меня поджидал еще один «сюрприз» - владелец этого СТО ездит на точно такой же модели и модификации авто, что и у меня, при этом, естественно, ездит на газе. Отзывы дал положительные. Воодушевленная таким поворотом дел, я посчитала, что оставила свое авто в надежных руках, и отправилась по своим делам. Примерно через 5 часов мне перезвонили с СТО и сообщили, что работа выполнена, авто можно забрать…
И вот с момента установки ГБО прошло уже 2 месяца. За это время я успела испытать его и в городских условиях, и в дальней поездке по бездорожью. И знаете что? Если бы время можно было бы вернуть назад, я бы более глубоко изучила этот вопрос и однозначно не стала бы ставить газ на свой автомобиль.
Итак, для тех, кто еще только думает о целесообразности установки ГБО, я предлагаю следующий тест (варианты ответов «Да»/ «Нет»):
- Расход бензина на вашем автомобиле 10 и менее литров на 100 км (в вашем обычном цикле эксплуатации).
- Вы часто используете большую часть пространства багажника
- Вы – владелец японского автомобиля или ваш автомобиль на гарантии
- Вы не готовы к дополнительным расходам на замену запчастей и регистрацию ГБО в МРЭО
- Вы не готовы проходить дополнительное ТО еще и по части ГБО
- Вы не очень хорошо разбираетесь во всех вопросах по технической эксплуатации автомобиля
- У вас на примете нет своего «дяди Васи» - мастера на все руки, который всегда готов взять ваш автомобиль в ремонт, и которому вы безоговорочно доверяете
- Вы не привыкли запоминать, когда и сколько топлива заправили в свой автомобиль
- Вы не готовы изменить развесовку вашего авто
- Вы не нашли отзывов от владельцев именно такой же марки и модели авто, как у вас, с опытом эксплуатации именно такого же ГБО, как вы собираетесь установить.
- При расходе бензина на уровне 10 и менее литров ГБО окупится в среднем не менее чем за 2 года. Вы уверены, что через пару лет не смените авто?
- Баллон «съедает» огромную часть багажника. Ну, а если речь идет о тороидальном баллоне (вместо запаски), то вам все время придется возить с собой грязную запаску в багажнике.
- Установка газа требует вмешательства в электрические цепи вашего авто и его топливную систему. Те, кто хоть когда-то сталкивался с работой СТО, знают, как нечасто их услуги можно назвать качественными. По-любому что-то сломают или поставят некорректно. Вы к этому готовы? Производители авто – нет. Потому и лишают такие автомобили гарантии. И если наличие гарантии для вас непринципиально, то корректная работа ГБО – думаю, все-таки имеет значение. А это возможно только при отключении бензонасоса на время езды на газе. Если же у вас хитрый компьютер от японских производителей (европейцев некоторым «кулибиным» удается «перепрошить»), то «обмануть» его, чтобы отключить электрический бензонасос, установщики точно не смогут. Отсюда следует следующий пункт.
- Менять запчасти вам теперь придется как те, что стояли на авто и до установки ГБО (например, после перехода на газ очень часто приходится менять бензонасос, т.к. во время работы авто на газе он просто вынужден гонять бензин по кругу), так и запчасти самого ГБО. При этом само ГБО очень быстро устаревает, и не факт, что имеющиеся сегодня в наличии, например, мембраны завтра не отойдут в небытие.
- До установки ГБО установщики обычно уж очень «мягко стелят», рассказывая, что расходов времени и денег на обслуживание системы практически не требуется. Не верьте. Даже если у вас не будет поломок, все равно ГБО требует проведения неких регламентных работ, а именно: регулировка редуктора, слив конденсата, замена мембран и т.д.
- Теперь вы никогда точно не будете знать, к спецам какого профиля обращаться с проблемой – к газовщикам, электрикам или мотористам. Именно по этой причине:
- Опытные мастера вообще не любят работать с авто на газе, т.к. зачастую поиск причин поломок и их устранение на таких авто занимает гораздо больше времени.
- Индикаторы газа работают неточно, а потому вы никогда не сможете спрогнозировать с достаточной точностью, когда газ закончится. К тому же в баллоне всегда остается около 20% газа, и этот вес вы всегда будете возить с собой. Что непременно отразится на следующем пункте.
- Кроме самого баллона с газом, который никогда не выкачивается из баллона полностью, вам придется возить с собой еще и изрядное количество бензина (чтобы двигатель мог прогреться на бензине, и чтобы бензонасос не гонял грязь со дна бензобака, рекомендуется наполнять бак бензином не менее чем на треть). Так что поведение авто на дороге можно будет сравнить с ощущением мешка картошки у вас в багажнике. Неужели вам это понравится?
- Поскольку задача установщиков – продать вам ГБО и свои услуги, то наивно ожидать от них объективных сведений по вашему автомобилю. Пообщайтесь лучше с компьютерщиками – теми, кому приходится как раз устранять последствия попыток установщиков обмануть компьютер вашего авто. Послушайте о неудачных попытках «перепрошивки мозгов». Почитайте реальные отзывы тех, кто уже ездит на авто с такими же вводными данными, как у вас. А главное, помните: ни одна попытка установить ГБО на авто, если такая установка не предусмотрена самим производителем, не проходит без проблем – у кого-то мелких, а у кого-то и больших.
Статья расходов
Расходы (-)/экономия (+) в грн.
Вводные данные и расчеты
Стоимость ГБО и его установки
-7200
"Сборный комплект": Stag + Tomasetto
Замена свечей зажигания (рекомендуется при переходе на газ)
- 810
Платиновые свечи по 135 грн/шт.
Экономия на топливе (за 2 месяца эксплуатации)
+ 882
Вводные:
Расход бензина в комбинированном цикле – 12 л/ 100 км
Расчетный расход газа – на 20% больше
Цена 1 литра бензина – 10,25 грн.
Цена 1 литра газа – 5,99 грн.
Средний пробег за месяц – 1 200 км
Формула расчета месячной экономии:
(Цена 1л бензина - Цена 1л газа х 1.2) х Пробег за мес. х Расход на 100км/100
Расчет:
(10,25 – 5,99*1,2)*1200*12/100 = 441грн/мес
Расходы на 20% от газового баллона, которые никогда не будут использованы
- 86
Тороидальный баллон на 72 литра.
20%*72л*5,99грн = 86 грн.
Расходы на регистрацию ГБО в МРЭО
-
Отсутствуют, т.к. автомобиль сменил владельца и в любом случае проходил бы перерегистрацию в МРЭО (кстати, не забудьте уточнить у установщика, входит ли в цену их услуг подготовка соответствующих документов. Если не входит, то добавьте к названной сумме еще около 250-300 грн). В ином случае расходы составили бы около 600 грн.
Итого
-7214
Последующие расходы, напрямую связанные с установкой ГБО на мое авто
Компьютерная диагностика двигателя из-за ошибки
-200
Замена бензонасоса
-870
Минимальная цена на оригинал – 500$ Аналог от Bosh – 670 грн.
Работа по замене бензонасоса – 200 грн.
Итого по итогам 2 месяцев эксплуатации авто на газе мой баланс имеет отрицательное сальдо в 8 284 грн. Получается, что даже при условии, что больше никаких расходов, связанных с установкой ГБО у меня не будет (хотя не надо забывать о необходимости проходить ТО для ГБО каждые 10 тыс.км), то расчет окупаемости ГБО будет сильно далек от предложенного калькулятором на сайте установщика (напоминаю, там речь шла о сроке в 16 месяцев (7200грн/441грн = 16 мес.) Реально по состоянию на сегодня такой срок составляет почти 21 месяц и скорее всего будет увеличиваться. Так что не слишком-то доверяйте подобным расчетам на сайтах установщиков.
http://www.prostoban...selesoobraznost